Публикации

Мачу-Пикчу

Утренний туман рассеивается, открывая взору пейзаж, где на фоне негостеприимных гор со снежными вершинами растут пальмы и зеленеют буйные леса. Это путешествие, предпринимаемое каждый день огромным количеством туристов, проходит по тому самому маршруту, по которому исследователь Хайрем Бингхем (Hiram Bingham) добрался до Мачу-Пикчу в конце 1911 года. Сейчас туда можно легко доехать на роскошном поезде, затем на комфортабельном автобусе и, наконец, пешком по горной дороге среди пасущихся лам.

«Если бы я попытался описать бессчетные террасы, вздымающиеся до неба скалы и постоянно сменяющиеся виды, это могло бы стать довольно скучным повествованием, изобилующим повторами и прилагательными в превосходной степени сравнения» — писал Бингхем об этом путешествии в своей книге «Затерянный город инков». Когда поезд прибывает в деревню, туристы рассаживаются по маленьким автобусам, и начинается последний подъем. Грунтовый серпантин ведет все выше и выше меж живописных скал и горных склонов, а затем открывается захватывающий дух вид: на самой вершине горы ясно становятся видны каменные здания и террасы.

Почти столетие назад Бингхем писал: «Дорога с видом на джунгли на фоне далеких ледников была однообразной и скучной, несмотря на то, что она постоянно петляла и вела то вверх, то вниз по каменистым склонам, порой едва не обрываясь в пропасть. Мы продвигались медленно, но зато оказались в настоящей стране чудес». Трудно представить себе, как люди могли взяться за такую задачу и построить здесь свой город. Тем не менее, в перуанских Андах на высоте около 2500 метров над уровнем моря посреди неприступных скал буквально в облаках возвышается Мачу-Пикчу, загадочное поселение, возведенное прежними властителями большей части Южной Америки — империей инков.

В наше время Мачу-Пикчу — это, по сути, впечатляющий заброшенный город. Вот уже почти столетие его загадка интригует как ученых, так и простых людей. Он стал предметом мифов, вымыслов и баек, которые сочиняют многочисленные рассказчики, предлагая свои версии того, что здесь когда-то было. Это место часто становилось символом различных духовных движений, о чем гиды и рассказывают, водя туристов по городу и скармливая ничего не подозревающим людям самые невероятные истории. «Гиды объединили различные элементы, взятые не только из современных религиозных верований, бытующих среди населения Анд, но и из верований североамериканских индейцев, а некоторые элементы взяты из кельтских, а может даже и из тибетских учений», — рассказывает Ричард Бергер, профессор Йельского университета и известный исследователь Мачу-Пикчу.

Имеющиеся данные указывают на то, что возведение Мачу-Пикчу началось около 1450 года, а заброшен город был через 80 лет после этого. Завоевание Перу Испанцами началось в 1532 году, а окончательная капитуляция инков произошла в 1572 году. Как только вы попадаете в аэропорт Лимы, столицы Перу, вам сразу становится ясно, какое значение Мачу-Пикчу имеет для местных жителей. В стране, которая до сих пор хранит следы испанского завоевания, повсюду, и на билбордах финансовых компаний, и в рекламе агентств недвижимости, Мачу-Пикчу выступает символом величия.

В Перу, где бедность является нормой жизни, наследие Мачу-Пикчу и великого государства, созданного инками, призвано напоминать людям, что по могуществу этот народ когда-то мог сравниться с самыми великими странами мира. Современную известность Мачу-Пикчу принес американский исследователь Хайрем Бингхем III, снискавший себе славу открытием этого места в 1911 году, и, буквально, нанесший его на карту, сделав город достоянием мировой общественности. Бингхем опубликовал статью о своей находке в журнале «Нэшнл Джиографик» и написал известную книгу «Затерянный город инков», получившую популярность во всем мире, хотя, как выяснилось позже, она и изобиловала мифами и предположениями, такими как, например, то, что Мачу-Пикчу вообще являлся городом. Бергер, изучавший находку Бингхема, пришел к выводу, что это была резиденция правителя.

«Я считаю, что Бингхем сделал неверные выводы», — утверждает Бергер, — «Одна из проблем, с которой он так и не смог справится, заключалась в том, что он имел чисто историческое образование. Поэтому ему было очень трудно увидеть все археологические свидетельства, которые можно было бы положить в основу дальнейших выводов».

«Он мыслил как историк в рамках многочисленных сведений, имеющихся в хрониках, и если бы он смог втиснуть то, что нашел — эти реально существующие руины, в рамки имеющихся данных, у него бы все сошлось. Однако ирония, если это можно так назвать, заключалась в том, что он сделал то, что было труднее всего — нашел само место. Он обнаружил место, которое нигде не упоминалось и которое не попало в поле зрения испанцев».

Согласно описанию Бингхема, это место населяли священники, служившие солнцу, и группа посвященных солнцу девственниц. К тому же, Бингхем утверждал, что это место — прародина инков. Тем не менее, последующие исследования не подтвердили ни одну из этих теорий. Самые значительные споры относительно Мачу-Пикчу разгораются вокруг коллекции предметов, которые Бингхем собрал во время своей первой экспедиции. Исследователь вывез предметы для дальнейшего изучения в Йельском музее Пибоди. Как утверждает правительство Перу, это произошло в результате сомнительной договоренности, заключавшейся в том, что предметы будут возвращены сразу после изучения. Прошло уже почти сто лет и Перу настаивает на их возвращении.

Несмотря на соглашение, достигнутое между Йельским университетом и перуанским правительством Алана Гарсиа в 2007 году, споры разгорелись с новой силой, когда выяснилось, что количество предметов, хранящихся в Йеле, превышает 40 000, тогда как ранее считалось, что их всего около 3000. Многие перуанцы считают, что Хайрем Бингхем — это просто еще одна глава в колониальном прошлом страны, в котором целые куски истории и культуры вывозились, переписывались и сочинялись лишь для чьей-нибудь прибыли или славы.